Газомоторное топливо (ГМТ) имеет высокие экологические характеристики, а также является экономически более выгодным по сравнению с традиционным бензином или дизелем. Все больше автовладельцев в мире выбирают именно этот вариант еще и потому, что он подвержен меньшей ценовой изменчивости. О том, какой газ используют для заправки транспортных средств с ГБО и чем они отличаются, мы расскажем в нашем материале.
Общепринятая терминология
СПГ — сжиженный природный газ, также обозначаемый как LNG (liquefied natural gas). Его добыча ведется на газовых месторождениях. Чтобы получить СПГ, природный газ охлаждают до температуры –162 °C.
КПГ — компримированный (сжатый) природный газ (метан). Также можно встретить аббревиатуру CNG (compressed natural gas).
СУГ — сжиженный попутный углеводородный газ (пропан-бутан), или LPG (liquefied petroleum gas).
Разновидности ГМТ
Природный газ (метан)
Спрос на данный вид моторного топлива в РФ стабильно увеличивается. Он представляет собой газообразные углеводороды, которые образуются в земной коре. Его добыча ведется через скважины, расположенные под землей или под водой (в море). В естественной среде природный газ состоит из 75–98 % метана (CH4) и различных примесей, содержание которых варьирует в зависимости от места его добычи. Это может быть грунт, пропан, бутан, пентан и другие вещества.
После того как добыча сырья завершена, его очищают от загрязнений и осушают. После этого отделяют сероводород и прочие элементы. Для этого применяют такое технологическое оборудование, как низкотемпературный сепаратор.
Поскольку природный газ не пахнет, заметить, что он утекает, невозможно. Чтобы обеспечить максимально возможную безопасность при его использовании, добавляют специальные примеси, придающие запах.
В качестве МТ природный газ используется в двух формах:
компримированном (сжатом);
сжиженном.
Каждый вариант имеет свои физические свойства, способы перевозки и хранения.
Компримированный
Реализация чистого метана происходит через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). На них он транспортируется по магистралям благодаря применению компрессорного оборудования. На АГНКС природный газ осушают, сжимают и подают в ГБО автомобиля под давлением. Как правило, его величина составляет 200–220 атм. Характеристики и требования к данной разновидности газового топлива регламентируются ГОСТом 27577-2000.
Ключевые потребители CNG — легковые автомобили, а также малотоннажные грузовые транспортные средства как частного, так и коммерческого назначения.
Сжиженный
Этот вариант транспортировки является экономически наиболее эффективным. Для начала газовую смесь подготавливают, удаляя из нее все лишние примеси. Как правило, для этого применяют «молекулярные сита». Затем очищенный метан начинают поэтапно охлаждать. При этом газ переходит в сжиженное состояние, а его объем уменьшается в 600 раз. Перевозят и хранят LNG в специальных криоцистернах, в которых поддерживается определенное давление и температура.
После этого СПГ могут:
перевести обратно в газообразное состояние, применяя испарители;
использовать в качестве МТ.
Второй вариант крайне перспективен для легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых транспортных средств как частного, так и коммерческого назначения. Это обусловлено тем, что в жидком метане скапливается много тепловой энергии при относительно низком давлении в криоемкости (от 5 до 16 атм.).
Ключевые достоинства обоих видов природного газа в том, что они имеют высокие экономические и экологические характеристики. К тому же, он не горюч. На открытом пространстве при нормальной температуре метан возвращается в газообразное состояние. При утечке он бесследно улетучивается. Вещество не токсично, не опасно для здоровья человека, имеет 4 класс опасности (малоопасные соединения).
Ключевой минус метана — недостаточно развитая сеть автозаправочных станций. Сегодня в РФ функционирует всего порядка 400 АГНКС. Стоит отметить, что ежегодно газомоторная инфраструктура развивается и на ключевых действующих и перспективных автомагистралях России вводят в эксплуатацию новые объекты.
Сжиженный углеводородный газ
Один из наиболее широко распространенных видов альтернативного топлива. СУГ — это не природный газ. Он является нефтепродуктом, смесью сжиженных под давлением легких углеводородов (пропана C3H8 и бутана C4H10). Их смешивают для того, чтобы получить нужное октановое число. Причем состав зависит от времени года: в зимний период выше концентрация пропана, а в летний — бутана. Производят LPG при добыче нефти и газового конденсата.
Компонентный состав СУГ может быть разным:
ПА — пропан автомобильный;
ПТ — пропан технический;
СПБТ — смесь пропана и бутана технических;
БТ — бутан технический.
Ключевыми потребителями LPG являются легковые автомобили, а также малотоннажные грузовые транспортные средства как частного, так и коммерческого назначения.
Масса СУГ выше, чем у воздуха, из-за чего в нишах и закрытых помещениях при утечке его концентрация может быть высокой. Чтобы использование этого вида топлива было безопасным, в него также добавляются одоранты. LPG малотоксичен.
В сжиженном состоянии объем пропан-бутановой смеси уменьшается до 250-300 раз. При этом отмечается концентрация огромного количества энергии.
Пропан имеет октановое число 105, метан — 110. В выхлопных газах двигателей с ГБО, в отличие от моторов на бензине и дизеле, содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода (CO) и в 1,2 раза меньше окиси азота. Также СУГ экономичнее примерно на 30–50 %.
На сегодняшний день на территории РФ насчитывается более 3000 АГЗС.